Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык ЦЭ
Вариант № 153
1.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте двух про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) вер­толё..чик, доб­лес..ный ры­царь
2) о..да­лить раз­вяз­ку, цве­то­во..ство
3) отвес..ные скалы, серьёзные не­до­ра­бо..ки
4) ра..це­ноч­ный, ра..сор­ти­ро­вать
5) талон..чик, пре­кра­тил дымит..ся
2.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (пол) Бра­зи­лии
2) (желто)6окая си­ни­ца
3) (веб)сайт
4) (по)дру­го­му ад­ре­су
5) дей­ство­вать (по)гу­сар­ски
3.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Со­ба­ка  — жи­вот­ное, без­гра­нич­но пре­дан­ное че­ло­ве­ку. Эта пре­дан­ность 1)н.. знает 2)н..каких ком­про­мис­сов и гра­ниц. Сколь­ко 3)н.. рас­суж­дай, но факт остаётся фак­том: со­ба­ка  — за­ме­ча­тель­ное су­ще­ство, она 4)н.. может 5)н.. за­слу­жи­вать нашей любви и бла­го­дар­но­сти.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
4.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Рас­ска­зы Ивана Кузь­ми­ча ре­бя­тиш­ки слу­ша­ли_ раз­ве­сив уши.
2) Глаза у не­зна­ком­ца были_ умные и вы­ра­зи­тель­ные.
3) Бар­сук_ ис­пу­ган­ный шумом_ бро­сил­ся в сто­ро­ну и быст­ро исчез из виду.
4) Воз­мущённая край­не не­веж­ли­вым от­ве­том_ она гнев­но блес­ну­ла гла­за­ми.
5) Па­ро­ход под­хо­дил к при­ста­ни_ и_ при­вет­ствуя ве­ли­кий се­вер­ный город_ гром­ко гудел.
5.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)при­глашённые нами гости; дом (не)по­стро­ен
2) очень (не)про­стая за­да­ча; (не)бри­тое лицо
3) да­ле­ко (не)круп­ный про­иг­рыш; (не)фар­фо­ро­вая чашка
4) (не)по­се­да; (не)ис­сле­до­ван­ный, а дикий край
5) (не)все­гда; (не)от­да­вая долг
6.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Видно его слова на­ве­я­ли на нас много не­нуж­ных вос­по­ми­на­ний.
2) Пер­вая по­ло­ви­на июня была хо­лод­ная вто­рая на­про­тив по­ра­до­ва­ла нас теп­лом.
3) По­яв­ле­ние его в этом го­ро­де впол­не ве­ро­ят­но.
4) Он всё-таки решил по­сту­пить по-сво­е­му.
5) Все­гда весёлый Чел­каш се­год­ня од­на­ко был не в духе.
7.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ввер­ху, под ку­по­лом цирка, поблёски­ва­ли ста­лью гим­на­сти­че­ские коль­ца_ и лест­ни­цы, тур­ни­ки_ и тра­пе­ции.
2) Ар­бу­зо­ву в ней нра­вил­ся и её весёлый ха­рак­тер_ и не­обык­но­вен­ная щед­рость_ и утончённая де­ли­кат­ность.
3) Вы­гля­ну­ло солн­це_ и вдруг вся ши­ро­кая степь сбро­си­ла с себя утрен­нюю по­лу­тень_ и за­свер­ка­ла росой.
4) Наука_ и ис­кус­ство су­ще­ству­ют для воз­вы­ше­ния че­ло­ве­ка_ и обо­га­ще­ния его зна­ни­я­ми.
5) Ни кра­со­та_ ни ис­тин­ное сча­стье_ ни ге­ро­изм не нуж­да­ют­ся в вы­со­ких сло­вах.
8.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) За­бо­та вос­пи­та­те­ля_ утвер­дить в дет­ском серд­це чув­ство любви к ма­те­ри.
2) Зелёная трава на улице, шу­мя­щая листва на де­ре­вьях, солн­це над го­ло­вой _ всё кру­гом вы­гля­де­ло ра­дост­ным и при­вле­ка­тель­ным.
3) Элек­три­че­ский свет_ слов­но жид­кий ян­тарь.
4) Мно­гие ду­ма­ют, что Ка­ра­ку­мы_ это толь­ко пески, но в пу­сты­не много и пло­до­род­ной земли.
5) Язык_ есть спо­соб су­ще­ство­ва­ния мысли.
9.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми и их зна­че­ни­я­ми:

ФРА­ЗЕО­ЛО­ГИЗМ

А)  кошки скре­бут на душе

Б)  жить как кошка с со­ба­кой

В)  иг­рать в кошки-мышки

Г)  как кот на­пла­кал

ЗНА­ЧЕ­НИЕ

1)  кому-либо груст­но, тоск­ли­во, бес­по­кой­но, тре­вож­но

2)  очень мало; о не­зна­чи­тель­ном ко­ли­че­стве кого-либо или чего-либо

3)  быть са­мо­сто­я­тель­ным, ни от кого не за­ви­си­мым

4)  хит­рить, лу­ка­вить, ста­ра­ясь об­ма­нуть, про­ве­сти кого-либо

5)  по­сто­ян­но ссо­рить­ся, ру­гать­ся

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

10.  
i

Текст к за­да­ни­ям A17, A18 и В1—В9

(1)  Зи­на­и­да Пав­лов­на была меч­та­тель­ни­цей по при­зва­нию. (2)  Она при­стра­сти­лась к чте­нию ещё в на­чаль­ных клас­сах гим­на­зии.

(3)  По ве­че­рам, когда класс­ная дама скуч­но объ­яс­ня­ла уче­ни­цам за­дан­ный к зав­траш­не­му дню урок ма­те­ма­ти­ки, Зи­на­и­да Пав­лов­на ти­хонь­ко вы­ни­ма­ла из стола опи­са­ние ка­ко­го-ни­будь фан­та­сти­че­ско­го пу­те­ше­ствия по дев­ствен­ным лесам Аме­ри­ки или пу­сты­ням Аф­ри­ки и жадно по­гру­жа­лась в чте­ние. (4)  Всё, что хоть не­мно­го на­по­ми­на­ло дей­стви­тель­ность, пе­ре­ста­ва­ло су­ще­ство­вать для неё в эти бла­жен­ные ми­ну­ты.

(5)  С го­да­ми грёзы Зи­на­и­ды Пав­лов­ны при­ня­ли более жгу­чий ха­рак­тер. (6)  Очень силь­но по­вли­я­ли на неё в этом от­но­ше­нии лек­ции по ис­то­рии, ко­то­рые увле­ка­тель­но читал сим­па­тич­ный и зна­ю­щий учи­тель. (7)  Она вни­ма­тель­но слу­ша­ла его на уроке. (8)  Опи­са­ние блес­ка и рос­ко­ши сред­не­ве­ко­вой жизни, по­бе­ды и за­во­е­ва­ния рим­ских це­за­рей го­раз­до мень­ше ше­ве­ли­ли её во­об­ра­же­ние, чем ге­ро­изм от­важ­ных му­че­ни­ков идеи. (9)  Она обо­жа­ла Жанну д'Арк и на­хо­ди­ла в её об­ра­зе и по­ступ­ках много об­ще­го с собой. (10)  Зи­на­и­де Пав­лов­не на­чи­на­ло ка­зать­ся, что и в её груди та­ят­ся и зре..т до нуж­ной ми­ну­ты мо­гу­ще­ствен­ные силы. (11)  И эти силы на­зна­че(н/нн)ы судь­бой для каких-то ве­ли­ких целей. (12)  Ею часто овла­де­ва­ло же­ла­ние ра­дост­но от­дать свою мо­ло­дую жизнь во имя чего-то далёкого и пре­крас­но­го.

Ука­жи­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 4-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

1)  ме­сто­име­ние;

2)  под­чи­ни­тель­ный союз;

3)  не яв­ля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния;

4)  вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го;

5)  вы­сту­па­ет в ка­че­стве сред­ства связи в слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии с при­да­точ­ной срав­ни­тель­ной.